Музей истории Православия на Алтае

Контакты:

Филиал при Епархиальном управлении Алтайской митрополии пр. Ленина, 17. Проезд транспортом: автобус № 1, 19, 20, 25,35, 55, 109; троллейбус № 1, 7; маршрутные такси № 29, 144, до остановки «Дом Союзов»

Тел. (3852) 63-32 -55

Филиал при Барнаульской духовной семинарии пер. Ядринцева, 66. Проезд транспортом: автобус № 41, 80, до остановке «пер. Ядринцева»

Фондохранитель-экскурсовод: Попова Инна Андреевна, тел.: 8-963-500-6950.

Часы работы: понедельник-пятница  с 9.00 -17.00

обед с 13.00 -14.00.

выходные суббота, воскресенье.

Организованные группы принимаются по предварительной записи.

О музее

Впервые свои двери для посетителей Музей распахнул 26 февраля 2004 году в здании  Епархиального управления Алтайского края.

Одной из предпосылок создания музея «Истории Православия на Алтае» послужило то, что 2004 и 2005 годы отмечены юбилейными датами в жизни Барнаула и Алтайского края. Главные из них: 175-летие со дня крещения первого коренного жителя Горного Алтая — семнадцатилетнего Элески; этот день считается началом деятельности Алтайской духовной миссии; 10-летие воссоздания Барнаульско-Алтайской епархии и 100-летие Барнаульского кафедрального собора в честь Покрова Божией Матери, долгое время служившего единственным в городе “кораблем спасения” верующих.

На сегодняшний день музей «Истории Православия на Алтае» имеет две площадки, на территории Барнаульской Духовной Семинарии и  Епархиального управления Алтайской Митрополии.

Сотрудники музея активно ведут просветительскую работу по направлению духовно-нравственного воспитания учащихся основных, средних и высших учебных заведений. На базе музея регулярно проводятся выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству.

Музей «Истории Православия на Алтае» является одним из уникальных музеев города Барнаула, так как он даёт возможность окунуться и прикоснуться к   истории, которую ярко передают собранные  коллекции, хранящиеся в музее. Экспонаты, представленные в музее знакомят посетителей с духовной жизнью Барнаула (с середины XVIII века) и Алтая с периода воцерковления – начала просветительской деятельности Алтайской Духовной Миссии (1830) и до наших дней.

Основу музейной экспозиции составили святыни и предметы музейного значения, переданные из Покровского собора Барнаула. Среди них книги, много лет помогавшие священникам служить Богу и ставшие бесценными памятниками истории Православия на Алтае, иконы, облачения священнослужителей, церковная утварь, большая коллекция антиминсов. Духовную силу и мощь отображает материал об Алтайской Духовной Миссии и Барнаульском Богородице-Казанском монастыре. Одним из центральных предметов экспозиции является Святая Плащаница XIX века (Господская), к которой в течение многих десятилетий прикладывались, в своих чаяниях, верующие прихожане Покровского храма, сейчас она заняла свое место в нашем музее.

Большой объем изыскательской работы был проделан преподавателями БДС — протоиереями Георгием Крейдуном и Константином Метельницким, чьи научные материалы легли в основу экспозиции.

Среди прихожан храмов также встречаются неравнодушные люди, которые передают в дар музею ценные семейные реликвии в надежде сохранить их и оставить свой след в уходящей эпохе.

Помимо научно-исследовательской работы ведётся экспозиционно-выставочная деятельность. В настоящее время в музее «Истории Православия на Алтае», по адресу пр. Ядринцева, 66 действует четыре стационарных зала.

1 зал. Духовная жизнь города Барнаула.

2 зал. Барнаульский Богородице-Казанский женский монастырь.

3 зал. Храмовые святыни.

4 зал. Алтайская Духовная Миссия.

Знакомство с православной историей города начинается  с середины XVIII века, когда первые жители Барнаульского посёлка и крестьяне окрестных деревень были прихожанами единственной в округе церкви свв. Апостолов первоверховных Петра и Павла, находящейся в Белоярской крепости. В июле 1747 года в канцелярию Колывано-Воскресенского горного завода, в ответ на прошение, пришло благословление митрополита Тобольского и Сибирского Антония на сооружение новой церкви. Закладка храма совпала с началом плавки серебра на сереброплавильном Баранаульском заводе, на деньги которого (в основном) в 1750 году была построена первая деревянная церковь г. Барнаула – Петропавловская.

Традиция гражданской жизни г. Бранаула и Алтайского края, как и всей России в целом, была неразрывно связана с православием и Русской Православной Церковью. К 1917 году в городе Барнауле действовало 17 православных храмов и 2 часовни.

Православие на Алтайской земле распространялось и  утверждалось благодаря Духовной Миссии. Великие подвижники – Святитель Макарий (Невский) и Преподобный Макарий (Глухарёв) — несли свет Христов на Алтай. Алтайская Духовная Миссия воспитала плеяду выдающихся деятелей, миссионеров, учителей, писателей, фольклористов – выходцев из глубины Алтайского народа. Миссионерская школа с первых дней своего служения Алтаю была носительницей культуры на Алтае.

Сибирь, начиная с XVIII века, стала одним из главных районов миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Её огромная территория осваивалась переселенцами, которые шли вслед за казачьими отрядами.

К 1917 году миссия имела 31 отделение, 434 миссионерских селения, 84 миссионерских школы, в которых проходили обучение дети русских и алтайцев.

Революционными бурями начала  XX века жизнь православные приходов и деятельность Алтайской Духовной Миссии были разрушены. Все миссионерские станы, монастыри, часовни были закрыты, большинство из них разорены и уничтожены.

Изучая историю нашего города, мы не можем оставить без внимания Барнаульский Богородице-Казанский женский монастырь, который был основан на средства купчихи II гильдии Евдокии Ивановны Судовской, по благословению свт. Макария Невского в августе 1900 года. Игуменьей монастыря была назначена монахиня Парфения. 1 октября 1904 года на территории монастыря был освящён собор  в честь Казанской иконы Божией Матери. К 1910 году Богородице-Казанский монастырь стал одной из крупнейших обителей Сибири. В черте монастыря были построены келейные корпуса, хозяйственные здания, открыта школа для девочек. На тот период в обители проживали 71 монахиня, 81 послушница, служили 3 священника. При монастыре действовала церковно-приходская школа, в которой преподавали насельницы. Работали иконописная, живописная, матрицная, златошвейная мастерские. В 1920 году монастырь был преобразован в сельскохозяйственную Богородицкую трудовую общину, а в 1921 году  закрыт, имущество монастыря передано в ведение губернского отдела народного образования.

Политические репрессии, прокатившиеся по всей стране, не обошли и Алтай. Общее количество репрессированных достигало 60 000 человек. Алтайский край вошёл в первую тройку среди регионов России. Церковь и её служители были прямыми объектами репрессий, пик которых пришёлся на 1937 год. В годы воинствующего атеизма на Алтае воссияло множество мучеников за веру Христову.

Так, например, из 263 репрессированных в 1937 году 170 человек составляли священнослужители. За годы репрессий было закрыто 347 храмов. До 1936 года на территории Горного Алтая не осталось ни одного храма, число коих составляло 35 церквей.

К 1945 году в Алтайском крае было открыто всего 3 храма: в Барнауле – Покровский, в Бийске – Успенский, в Рубцовске – Михаило-Архангельский.

В конце 1950 – 1960 годов прошёл новый виток закрытия церквей и только в мае 1985 года, несмотря на жёсткий контроль и сопротивление властей, в Алтайском крае действовало уже 6 церквей:

1. Покровский собор г. Барнаул

2. Успенская церковь в г. Бийск

3. Михаило-Архангельская церковь г. Рубцовск

4. Никольская церковь г. Славгород

5.Покровская церковь г. Камень на Оби

6. Дмитриевская церковь г. Алейск

В конце 1990 — начале 2000 годов РПЦ были переданы большая часть храмов, которые при советской власти были переведены в государственное ведомство.

Посетив музей в Епархиальном управлении, вы сможете познакомится с материалами по истории Барнаульской и Алтайской епархии  начиная с 20 века по настоящее время. Большой вклад в развитие музея внёс правящий митрополит Сергий, настоятели храмов и приходов Алтайской митрополии, а также прихожане.

Познакомившись с экспозицией музея вы сможете узнать о истории Свято-Даниловского монастыря «пещерного храма» — единственного на территории Сибири, который был создан в начале 20 века монахом Даниилом, ниже города Заринска, по течению реки Чумыш, на его левом коренном берегу. В экспозиции представлены фотографии храмов земли Алтайской, через которые нам открывается история православия начиная с 19 века.

Мало кому известно, что Алтайский край славится собором Алтайских святых, таких как свт. Макарий Алтайский (Невский), прп. Макарий Алтайский (Глухарёв), священномученик  Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, свщм. Никита (Прибытков)., епископ Бийский, преподобномученик Киприан (Нелтдов), священномученик Мирон Ржепик, священномученик Пётр Гаврилов, священномученик Иоанн Можирин, преподобномученик Феодор Никитин.

Среди памятных мест, связанных с именами новомученников, особо значимы следующие.

1. Место расстрела заключённых в сосновом бору нагорной части г. Барнаула, около бывшего Богородице-Казанского монастыря. В 1991 г. общественность и духовенство города Барнаула установили каменный обелиск с надписью: «Невинно убиенных пусть сила правды воскресит». Здесь регулярно служатся панихиды и заупокойные литии.

2. Ключ в с. Сорочий Лог. Документально известно, что здесь были расстреляны одиннадцать жителей села в числе коих был церковный староста. В 2002 году здесь была освящена церковь в честь Новомученников и исповедников Российских.

3. Святой ключ на месте Александро -Невской пустыни в с. Жуланиха Заринского района. В 1919 г. насельники Пустыни были расстреляны красными партизанами. Погребены в братской могиле, вырытой собственными руками. В 1994 г. на месте братской могилы был установлен крест, ежегодно ко дню памяти новомученников Алтайских из г. Зариска в с. Жуланиха совершается крестных ход верующих.

4. Командировка Сиблага (концлагерь) у бома Коркечу в Онгудайском районе республики Алтай. Место мученической кончины и погребения преподобномученника Киприана Нелидова).

У каждого христианина свой путь к Богу, пути Господни неисповедимы. Суровые годы Великой Отечественной войны стали переломными в истории Русской Православной церкви. В этот период, после долгих лет жесточайших гонений, поставивших Церковь на грань уничтожения, произошло радикальное изменение её положения, начался долгий и мучительный процесс возрождения.

Вместе со всей страной православные верующие Сибири принимают участие в сборе средств на военные нужды разного порядка. В эти годы судьба многих людей изменилась. Пройдя дорогой войны, многие нашли дорогу к Богу. На фронте Бог и вера в заступничество Матери Божией не раз помогали выжить и пройти испытания огнём. Так, например, Михаил Васильевич Михайловский, Семён Николаевич Титов, Иоанн Прокопьевич Кизюн решили, пройдя испытания войной, посвятить свою жизнь священослужению.

На сегодняшний день наш город вновь наполнен Православной жизнью, отреставрированы исторические памятники Православия, ведётся возведение новых храмов. Современная храмовая архитектура, в отличие от храмов прошлого столетия, призвана учитывать в своём развитии принцип гармоничного сочетания новых форм и стилей с уже устоявшимися традициями зодчества.